Назад к списку

Как проявляется дисграфия? Нужен ли ребёнку логопед?

 Уважаемые читатели моего сайта, в этой статье я расскажу о таких ошибках в тетради ребёнка, которые сигнализируют о дисграфии.
 Эти ошибки появляются у ребёнка в первом классе.
 Заметив их, нужно обязательно обратиться к логопеду и пройти курс занятий, чтобы такие ошибки не стали постоянными. 


Какие нарушения речи проявляются у детей в первом классе? 

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Неправильное чтение порождает ошибки на письме. 
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. 


Виды дисграфии


Артикуляторно-акустическая дисграфия.

 Ребёнок пишет так, как произносит. Неправильное произношение отражается на письме. Ребёнок опирается на неправильное проговаривание. 

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания

Ребёнок заменяет буквы, соответствующие близким по звучанию звукам. При этом произносит звуки правильно. Чаще всего дети заменяют свистящие и шипящие, звонкие и глухие, Ц и ТС, Ч и ТШ. Часто обнаруживаются трудности в обозначении мягкости на письме, так как ребёнок не различает твёрдые и мягкие (лубит, писмо, лижа), могут быть замены звонких-глухих звуков. 

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Это проявляется в том, что на письме ребёнок искажает структуру слова и предложения, особенно звуко-буквенную структуру слова. 

Характерные ошибки: пропуски согласных при стечении (диктант – диктат, школа – кола), пропуски гласных (собака – сбака, дома – дма), перестановки букв (тропа – прота, окно – коно), добавления букв (таскали – тасакали), пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – кота, стакан – ката). Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане – по представлению. 

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идёт дождь – идёдошь, в доме – вдоме), раздельное написание слова, раздельное написание приставки и корня слова (наступила – на ступила). 

Аграмматическая дисграфия 

Данная дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. 

Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.В связной письменной речи у таких детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – нахлестнула, козлята – козлёнки); изменении падежных окончаний (много деревов), нарушении предложных конструкций (над столом – на столом), изменении падежа местоимений (около него – около ним), числа существительных (дети бежит), нарушении согласования (бела дом), отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуске членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении. 

Оптическая дисграфия 

Этот вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш), включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-щ-ш, п-т, х-ж, л-м), зеркальное написание букв (с-э, э-е), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.

Уважаемые родители, если Вы обнаружили в тетради у ребёнка ошибки, описанные в этой статье, обратитесь к логопеду, так как именно в первом классе ребёнок может научиться правильно писать при Вашей поддержке.

Мария Кибардина