Назад к списку

Репетитор, ученик, родитель

 Современная жизнь предъявляет высокие требования к репетиторам и в области методики преподавания предмета, и в организации занятий и самостоятельной работы ученика, и в психолого-педагогических компетенциях. Всё это осложняется быстрым темпом жизни и необходимостью постоянно обновлять свои знания, осваивать новые умения. В этих условиях растёт потребность в профессионалах, способных видеть проблему ученика многогранно и предлагать способы решения, лежащие на стыке разных наук и областей знания. Одна из таких проблем в репетиторской деятельности – организация взаимодействия с семьёй ученикаДля того чтобы сформулировать конкретные способы взаимодействия, дадим определения. 

Репетитор – это профессионал, который помогает ученику освоить новые умения, повысить результаты в выбранной области и открыть новые возможности (М. Кибардина). 

Семья , являясь целостным семейным сообществом, во-первых, обладает структурой, сформированной теми связями между членами сообщества, по которым передаётся эмоционально насыщенная информация…, во-вторых, характеризуется целесообразностью функций … и универсальностью системоорганизующего фактора, который заключается в гармонизации информационно-эмоциональных отношений членов сообщества, в-третьих, находится в постоянной динамике дискретных состояний… в процессе закономерного становления и дегенеративных состояний под влиянием внутренних…и внешних… факторов (Лаврова Н.М, Лавров В.В).

 Взаимодействие репетитора с семьёй ученика- это действия репетитора, направленные на членов семьи ученика, способствующие развитию семьи и развитию ученика в выбранной предметной области в ближней, средней и дальней перспективе, а также ответные действия членов семьи ученика (М. Кибардина) 


Проиллюстрирую данное определение. Представьте цветок на клумбе. Это наш ученик. Клумба – это его окружение, в том числе семья. Даже если Ваша цель – вырастить один цветок, Вы будете его поливать, рыхлить землю вокруг него, удалять сорняки, то есть неизбежно будете влиять и на другие растения. Вот так же и в репетиторстве. Влияя на ученика, мы влияем на семью, потому что развитие одного члена семьи влечёт развитие остальных. И перед репетитором стоит задача организовать взаимодействие с семьёй так, чтобы это способствовало развитию и успехам ученика.Перейдём к этапам работы репетитора и его действиям, влияющим на семью. 


Подготовительный этапЭто первое общение с тем, кто обратился за помощью, будь то ученик или родитель. Цель этого общения – определить проблему на языке репетитора. Например, в заказе написано «Повысить успеваемость», но за этой фразой может скрываться несформированность общеучебных умений и навыков, синдром дефицита внимания, педагогическая запущенность и т.д. Чем точнее репетитор определит проблему, тем больше шансы на успех в сотрудничестве с учеником. Для определения проблемы следует узнать, как давно появились плохие отметки, за какие задания они бывают, на что жалуется ребёнок, хочет ли он заниматься. Возможно, у Вас возникает вопрос, как во время этого общения репетитор влияет на семью. Но если вопросы заданы точно и если семья ученика испытывает кризисное состояние, влияние репетитора может оказаться очень сильным, потому что родители, отвечая на вопросы репетитора, осознают, что проблема «не пишет диктанты» уходит корнями в дошкольное детство, а они, оказывается, ничего не делали для её решения. И здесь нужно отметить закономерность: чем острее противоречия в семье, тем сложнее идут переговоры. Бывает и так: переговоры идут легко, но только потому, что родители не понимают, что в отношениях репетитор-ученик-родитель есть взаимные обязательства. И упорядочению этих отношений посвящён второй этап. 

Заключение договораПри достижении договорённости о первом занятии репетитор сообщает родителям ученика, что отправляет им договор. Очень важно сказать, что договор нужно подписать в течение определённого времени, после указанного срока предложение услуг будет аннулировано. В чём здесь влияние репетитора на семью? В том, что и родители, и ребёнок могут прочитать договор, осознать свою ответственность, принять обязательства. Для ребёнка это взросление, для родителей – передача части обязанностей ребёнку. При заключении договора все стороны добровольно соглашаются соблюдать срок сотрудничества, расписание, выполнение домашних заданий, возможности дальнейшего взаимодействия в рамках договора. Это создаёт условия для соблюдения договорённостей в семье, что, несомненно, способствует её развитию. 

Основной этапЭто курс занятий, в ходе которого неизбежно могут возникать конфликтные ситуации: опоздания, пропуски занятий, невыполнение домашнего задания, игнорирование сообщений репетитора. Взаимодействие репетитора с семьёй на этом этапе позволяет родителям оперативно реагировать на изменившуюся ситуацию и предпринимать меры. Но сосредоточение только на контроле и карательных мерах, конечно, ведёт к низким результатам, поэтому репетитор должен осознавать свою развивающую роль для семьи. Эта роль заключается в поддержке семьи, в просвещении родителей, в прямых рекомендациях проконсультироваться у каких-либо специалистов, в высказывании разных научно обоснованных мнений по вопросу, возникшему у родителя или ребёнка. 

Дисциплинирующими факторами для всей семьи являются соблюдение расписания репетитором, постоянство обратной связи (еженедельно), соблюдение условий договора всеми сторонами процесса. 

Поддерживающим фактором для семьи являются сообщения репетитора об успехах ученика, переписка с родителем. И здесь возникает вопрос: как поддержать родителей очень слабого ученика? Нужно начинать сообщение с положительного момента, например, «Ваш ребёнок занимался хорошо». После этого напишите коротко, что не удалось ребёнку. Завершите сообщение благодарностью за поддержку и помощь. 

Развивающим фактором для семьи является личный пример репетитора. Родители часто читают статьи на сайте репетитора, его посты в социальных сетях, смотрят его видео. Внешний вид, речь, манера поведения, способность воспринимать различные мнения – всё это опосредованно влияет на всех членов семьи ученика. Через некоторое время они начинают внимательно относиться к своей речи, если обратились к репетитору по русскому, их поведение становится более логичным, если они сотрудничают с репетитором по математике, и т.д. 

 Один из сложных моментов в репетиторской деятельности – случай, когда ребёнок не хочет заниматься. Моё глубокое убеждение: это кризис семейной системы. Семья в этом случае нуждается не в репетиторе, а в консультанте системной семейной терапии. Но, к сожалению, далеко не каждая семья адекватно реагирует на совет репетитора обратиться к такому специалисту. Чем сильнее неуверенность взрослых членов семьи, тем больше вероятность распада сотрудничества с репетитором. Если семья готова принять психологическую помощь и делает это, то семейный кризис преодолевается и сотрудничество с репетитором выходит на новый уровень, что способствует успехам ученика в разных областях.В данной статье описаны типичные случаи влияния репетитора на семьи учеников, в реальности их бесконечно много. И как бы хорошо или, наоборот, сложно ни складывалось сотрудничество с учеником и его родителями, оно имеет определённый срок и этап завершения. 

Заключительный этапК заключительному этапу относятся последнее занятие и поддержка семьи во время экзаменовНа этом этапе невозможно высказывание претензий, замечаний. В сообщениях репетитора на этом этапе должны быть слова веры в силы ребёнка, благодарности за помощь родителям, надежда на высокие результаты. На последнем занятии следует подвести итоги, чтобы ученик осознал, как много он сделал, оценил свои усилия.Проанализировав возможности взаимодействия репетитора с семьей ученика на разных этапах, мы приходим к выводу, что на каждом этапе репетиторская деятельность имеет свои особенности. Используя положительный опыт и привлекая членов семьи ученика, репетитор может способствовать его развитию в выбранном предмете и других областях жизни.

М. Кибардина, кандидат педагогических наук, консультант системной семейной терапии, репетитор по русскому языку и литературе, логопед