Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

  Разум и чувства… Две основные составляющие личности человека. Разум отличает человека от животного, потому что прерогатива животного - существовать, а человека - созидать. Человеку важно создание благоприятного мира для себя и других не только в физическом смысле, но и ментальном. Чувства играют важную роль в ментальности человека, ведь от его поведения зависит дальнейшее общение с окружающим миром и понимание его мыслей и идей. Почему же человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами? От этого выбора может зависеть не только жизнь одного человека, но и жизнь других людей. Выбирая разум, можно принести в жертву чувства, а выбирая чувства, пожертвовать жизнью. Эта тема отражена во многих произведениях русской литературы. 
 В рассказе “Гранатовый браслет” Александр Куприн описывает ситуацию, как неправильный выбор между разумом и чувствами оказался выбором между жизнью и смертью. В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок золотой браслет, с пятью крупными гранатами. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин. Её брат вместе с её мужем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Несколько раз в год, на большие праздники, он позволял себе писать ей письма. Желтков попросил разрешения мужа и брата княгини написать ей последнее письмо. Он пишет, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё», от глубины души благодарит её за то, что она была единственной радостью в его жизни. Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, чтобы княгине Вере жилось спокойно. Он сделал это всё из-за любви к Вере и ради ее блага. Желтков выбрал чувства, потому что он не мог жить без этой любви. 
 Рассказ Иван Бунина “Господин из Сан-Франциско” - полная противоположность произведению Александра Куприна. У главного героя нет чувств, он - воплощение разума, денег, которые заработал только своим умом. Он презентабельной наружности, но абсолютно пустой внутри. Во время путешествия господин из Сан-Франциско внезапно умирает. Но в отличие от Желткова, которого искренне оплакивает княгиня Вера и который оставляет след в истории их любви, господин из Сан-Франциско как будто делает кому-то одолжение. Его смерть не вызывает никаких чувств в окружающих его людях. Возможно, это происходит потому, что он в свое время поставил разум выше чувств, зарабатывание денег стало главной целью его жизни.
         Таким образом, мы приходим к пониманию, что в жизни складываются ситуации, что требуют выбора между разумом и чувствами, от решения которых зависит судьба человека. Мне кажется, что лучше рассматривать вещи рационально, предполагая последствия сделанного, нежели, слушая зов сердца, делать все необдуманно.  
Читать дальше

Нужны ли человеку сто друзей?

  Друзья… Это люди, связанные друг с другом не только общими интересами, но и общими взглядами на жизнь, близкими отношениями. Дружеские отношения – это взаимопонимание, поддержка, верность, взаимовыручка. А нужны ли человеку сто друзей? Хорошо, конечно, иметь много друзей, но невозможно разделить свое сердце на сто частей. Лучше прочувствовать самые значимые моменты с близкими людьми, а их не может быть очень много. В трудных жизненных ситуациях человек обращается к друзьям, которые обязательно помогут в решении любых проблем. Эта тема отражена во многих произведениях русской и зарубежной литературы. 
Один из классических примеров настоящей дружбы, описывает Александр Дюма в своем романе “Три мушкетера”.  Главными героями этой книги являются Д’Артаньян, Арамис, Портос, Атос. Они объединены дружбой и службой королю. Приключения героев показывают сплоченность, смелость, находчивость, взаимовыручку, взаимопонимание, стремление помочь друг другу. Не зря их девиз: ”Один за всех, и все за одного!” Осада крепости Ла Рошель наглядно показывает, как друзья помогают Атосу справиться с известием о том, что их противником является бывшая жена Атоса, графиня де ля Фер, Миледи. Мушкетеры не привыкли сражаться против женщин, но Миледи очень коварна и хитра, она олицетворяет силы кардинала Ришелье. Этот пример наглядно показывает, что четверо настоящих друзей справятся с любыми преградами, которые ставит перед ними жизнь. 
 В качестве второго аргумента можно привести пример из произведения Артура Конан Дойла «Рассказы о Шерлоке Холмсе». Дружба этих известных литературных персонажей - это плодотворная связь, обогащающая каждого ее участника. Рациональный и скупой в проявлениях чувств Шерлок Холмс находит в Ватсоне не только внимательного биографа, но и чуткого товарища, оживляющего сосредоточенную работу сыщика. Ватсон, в свою очередь, учится у Холмса умению владеть собой и холодно рассуждать. 
Таким образом, эта дружба помогает каждому из героев открыть для себя новую, непривычную сторону мира. Оба приведенных мной аргумента убеждают в правильности моего мнения, лучше в жизни иметь несколько, но верных друзей, чем сто товарищей, связь с которыми неоднозначна, слаба.
Читать дальше

Почему люди радуются переменам?

  Перемены… События, меняющие действительность вокруг. Может измениться все что угодно: от незначительных вещей до глобальных. Можно переставить мебель в комнате, а можно полностью поменять свое мировоззрение. У всех разное восприятие перемен: кто-то им радуется, а кто-то не готов или боится принять их. Почему люди радуются переменам? Изменения в жизни могут принести счастье и радость, несчастье и горе, новые трудности и силы для их преодоления. Поэтому люди хотят перемен, ведь это свежий ветер в привычном течении жизни. Эта тема отражена в произведениях Андрея Макаревича и Виктора Цоя. 
 В стихотворении Андрея Макаревича “Вот море молодых колышут супербасы..” слышим призыв: “Не стоит прогибаться под изменчивый мир - Пусть лучше он прогнется под нас..” Автор описывает жизнь двух лирических героев. Один из них торопился жить, каждый прожитый день он ощущал как последний, испытывал на прочность окружающий мир, но проиграл эту схватку. Он смог достичь определенных целей и стал кумиром своего поколения. Он прожил свою жизнь не зря, радуясь тем переменам, которые преподнесла ему жизнь. Он радовался им потому, что черпал в этих событиях силы для новых свершений. Второй лирический герой “был как все”: он не хотел принимать перемены, жил спокойно, избегал волнений, тревог, жизнь его похожа “на фруктовый кефир”. Свежий ветер перемен мы видим в жизни первого героя, жизнь его коротка, но ярка. 
 Эта же тема раскрывается в стихотворении Виктора Цоя “Перемен!”. Лирический герой отражает позицию автора, указывая на то, что перемены необходимы в нашем обществе. Герои стихотворения - обычные молодые люди, яркие представители своего поколения. Листок жизни вырван из календаря, ничем не отмечен. Они живут по простой схеме, которая не меняется на протяжении многих поколений: электрический свет, газ, сигареты, чай, пустая коробка от спичек . Они живут в “замкнутом круге”, не могут похвастаться мудростью и мастерством. В них кипит горячее желание изменить свою жизнь, этого требуют их сердца и глаза. Они устали смотреть на одну и ту же картину каждый день, не чувствуя ничего нового. Они радуются грядущим переменам, потому что перемены – это всегда шаг к новому, к прогрессу. 
 Таким образом, мы приходим к пониманию, что перемены важны в жизни людей, они приносят энергию, движение к открытиям
Читать дальше

Чем может быть вызван внутренний кризис человека?

 Внутренний кризис… Это состояние человека, потерявшего былое мировоззрение. Это событие человек переживает очень тяжело, он теряет смысл жизни. Чем может быть вызван внутренний кризис человека? Кризис - эмоциональный взрыв, который может быть вызван предательством, крушением собственных идей, кардинальным изменением взглядов на жизнь, любовью. Эта тема отражена во многих произведениях русской литературы. 
 В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” мы видим, что главный герой Евгений Базаров переживает внутренний кризис. Молодой ученый посвятил себя всецело науке, отвергая религию, любовь, искусство, все прекрасное. Природа для него “мастерская”. Он все свое время отдает научным исследованиям, изучению медицины, ботаники, биологии. Мы видим, что деревенские мальчишки приносят ему лягушек для препарирования. Мир и покой царят в его душе, пока он не встречает Анну Одинцову. В душе Базарова вспыхивают любовь, огонь, страсть. Евгений, отрицая эти чувства, глубоко переживает их. Это послужило причиной внутреннего кризиса героя. Во время одной из операций он порезал скальпелем руку и не предпринял никаких действий, чтобы как-то предотвратить последствия. Из-за этого началось заражение крови, которое привело к смерти героя. Внутренний кризис героя возник из-за переосмысления ценностей, собственных идеалов, убеждений. Герой не выдержал испытания любовью. 
 В качестве второго аргумента рассмотрим причину внутреннего кризиса героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова. Студент юридического факультета Раскольников мыслит нестандартно, у него свои взгляды на устройство общества. По его теории, люди делятся на “право имеющих” и “тварей дрожащих”. Первые создают законы, вторые должны им подчиняться. “Право имеющие” могут преступать любые законы морали, общества, государства, чтобы двигать историю вперед. Чтобы подтвердить свою теорию, чтобы понять кто он, “тварь дрожащая” или “право имеет”, Раскольников убивает старуху-процентщицу, освобождая общество от человека, наживающегося на горе других людей. Это событие приводит к тяжелому внутреннему кризису: Раскольников начинает сходить с ума. Тяжелое душевное состояние героя возникло из-за того, что теория, ради которой он жил, оказалась ложной. 
 Таким образом, приходим к пониманию, что внутренний кризис может быть вызван крушением собственных идеалов, убеждений, переосмыслением моральных ценностей, своего места в обществе.
Читать дальше

Как произведение искусства становится бессмертным?

  Многие из нас знают созданные гениальными людьми произведения разных видов искусства: в живописи- картины, мозаика, в литературе - стихи, проза, драматургия, в музыке - мелодии, в танце - балеты, в архитектуре - здания и интерьеры, в кино - фильмы, в театре - постановки пьес. Как произведение искусства становится бессмертным? Каждое поколение воспринимает созданные до него произведения и видит в них неизменяющиеся ценности. Неизменными на протяжении тысячелетий остаются красота, доброта, любовь, материнство, самоотверженность, семья. Рассмотрим этот вопрос на примере художественных произведений русской литературы. 
 Кто из нас в детстве не любил сказки? Мы на всю жизнь запомнили сказки Александра Сергеевича Пушкина, бессмертных героев в них: Золотую рыбку и старуху, Золотого петушка , мертвую царевну и семь богатырей, царевну Лебедь, Балду. В “Сказке о рыбаке и рыбке” рассказывается о старике и старухе, которые вместе прожили “тридцать лет и три года”. Однажды старик поймал золотую рыбку, которая пообещала исполнить любое его желание . Но он был добрым человеком и отпустил рыбку. А злая и сварливая старуха заставила его просить у рыбки исполнения ее желаний: новое корыто, новую избу, дворянство, царство… Почему старик против своей воли исполняет приказания старухи? Наверное, потому, что он всю жизнь любит свою жену. Эта сказка о любви, такой длинной, верной, что уже герои состарились, но любовь старика жива, и он готов выполнить капризы своей старой возлюбленной. Так сказка никогда не потеряет своей значимости. 
 Другое произведение Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» тоже стала произведением искусства. В ней рассматриваются вопросы взаимоотношений в семье: между сестрами, мужем и женой, отцом и сыном. Старшие сестры из зависти обрекают младшую сестру вместе с новорожденным ребенком на ужасную смерть в морской пучине. Царь был слабым человеком и поддался их уговорам. Но в сказке случаются чудеса: бочку вынесло на остров, где подросший князь Гвидон стал править сказочным городом. Он вырос и решил увидеть своего отца. Превращаясь в насекомых, он посещает царство “славного Салтана”. В конце сказки семья воссоединяется, сестры прощены, семейные ценности торжествуют. 
 Таким образом, произведения искусства становятся бессмертными, если они посвящены общечеловеческим вопросам и созданы гениями.
Читать дальше

В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

 Дисгармония… Это отсутствие согласия, гармонии, несогласованность во взглядах. В чём же истоки дисгармонии между личностью и обществом? Как мне кажется, существует несколько основных причин, разделяющих человека и общество. Одна из них кроется в самом обществе, которое не хочет изменяться, отрицает всё новое и поэтому не принимает того, кто стремится к переменам. Эта тема отражена во многих произведениях русской литературы. 
В рассказе М. А. Горького "Старуха Изергиль" говорится о Ларре и Данко. По легенде, Ларра - сын женщины и орла, воспитывавшийся высоко в горах, вдали от своего племени, и поэтому, появившись среди сородичей в двадцатилетнем возрасте, он не понимает и не принимает законов человеческого сообщества. Он считает себя лучше всех. И когда он убивает девушку на глазах всего племени,старейшины изгоняют его из общества людей и наказывают вечным одиночеством. Это один из примеров, когда человек ставит себя выше других и не признаёт устоявшегося порядка. Противопоставлен этому герою Данко. Он старается спасти свой народ от рабства, уводит людей в темный непроходимыйлес, наполненный испарениями ядовитых болот. Людям страшно в этом лесу.Соплеменники сначала верят Данко, а потом упрекают его в том, что он ведет их на смерть. Данко жертвует собой, вырывает свое сердце и освещает путь к свободе. Когда люди вышли к солнцу, к реке, герой падает замертво, а один осторожный человек наступает на его горячее сердце. Дисгармония возникает в условиях, когда человек и общество не имеют общих взглядов на жизнь, на будущее. 

Но иногда сам человек преступает законы окружения и объявляет войну ближним. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру,чтобы доказать себе свое превосходство над «тварями дрожащими». Но после этого он, наоборот, отдаляется от окружающих его людей. Даже общаясь с матерью и сестрой, он ощущает лишь свою оторванность и неприкаянность. Общество же не может не осуждать неизвестного убийцу. На этом примере мы видим, что дисгармония возникает, когда личность нарушает правила и идет против общественных установок, а общество стремится отгородиться от такого человека. Таким образом, дисгармония между личностью и обществом — это следствие непонимания. Когда человек и его окружение перестают понимать друг друга, начинается конфликт, который может закончиться трагическими последствиями.
Читать дальше

В чем причина конфликтов?

  Конфликт… Это острый способ решения противоречий в интересах, взглядах и целях разных людей. Конфликтом называют ситуацию, в которой каждая из сторон доказывает свою правоту и считает её неизменной. В чем причины конфликтов? Бывает так, что, несмотря на несогласие сторон, мы думаем, что корни этих противоречий одинаковы, но стоит копнуть поглубже, и убеждаемся, что причины конфликтов разные. Эта тема отражена во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина. 

 В повести “Выстрел” из цикла “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” изображен конфликт между героями. Автор рассказывает, что, служа в гусарском полку, главный герой, Сильвио, был популярным человеком. Его уважали и обожали товарищи, он был успешен в обществе женщин. Сам герой вспоминает: “Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славой, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии…” 
Этот молодой человек сразу занял место Сильвио. Успех графа в обществе приводил в бешенство героя. Сильвио завидовал графу: его богатству, красоте, умению подать себя. Причиной конфликта является не только зависть, но и желание Сильвио быть во всем первым и лучшим. Конфликт заканчивается дуэлью, из которой Сильвио выходит победителем. Таким образом, мы видим, что причиной конфликта может быть желание человека быть во всем первым. 
 
В качестве второго аргумента рассмотрим один из конфликтов в романе “Евгений Онегин”. Автор рассказывает, как Владимир Ленский приглашает Евгения Онегина на именины Татьяны Лариной, говоря, что на празднике будут только свои. Придя на торжество, главный герой обнаруживает, что на именинах много гостей. Так как ему скучно, Евгений приглашает Ольгу, возлюбленную Владимира, на танец. Молодой поэт сразу “вспыхивает” от ревности и вызывает друга на дуэль. Причина этого конфликта в том, что люди плохо знали друг друга. Владимир не предполагал, что Евгений не любил таких праздников, как именины, а Евгений не задумывался о том, что Ленский ревнив. Конфликт закончился дуэлью, как и в первом произведении, но в этой дуэли Ленский погиб. Так автор приводит нас к мысли, что конфликт может разгореться из-за того, что люди плохо знают друг друга. 

 Таким образом, приходим к выводу, что основная причина всех конфликтов - недопонимание между людьми. Из-за этого конфликт может перерасти в нечто большее. Порою люди не слышат и не хотят слушать друг друга. Для того чтобы конфликты не возникали, нужно просто выслушать и понять друг друга. 


P.S. Как написать сочинение ЕГЭ  и не потерять ни одного балла? 

Получите подписку на бесплатный видеокурс "Сочинение ЕГЭ по русскому" и занимайтесь самостоятельно!



Читать дальше

Кормили плохо... Сочинение ЕГЭ

 В зависимости от разных факторов отношения человека и общества могут сложиться по-разному. В данном для анализа тексте В. Розов поднимает проблему утраты веры в людей.

Размышляя над ней, автор от имени героя-повествователя вспоминает, как в голодное военное время его группа отпустила утку, которая в силу возраста не сопротивлялась, а лишь с интересом рассматривала бойцов. Единогласное решение о возвращении птицы, названное чудом, и бережность, с которой Борис отпустил утку, показывают, что война и голод не лишают людей способности сострадать маленькому невинному существу. 

 Особого внимания заслуживает конец текста, где повествователь говорит, что война сплотила их, сделала всё «целым и неделимым». Рассказчик приводит пример бывшего вора из той же группы бойцов, который так же, как и его товарищи, решил отпустить животное. Данный поступок говорит о высокой нравственной культуре человека. Нельзя испытывать недоверие к людям, основываясь только на их статусе. Каждый достоин шанса показать себя с лучшей стороны. Приведённые примеры дополняют друг друга и позволяют понять позицию автора.

 В. Розов считает, что в минуты отчаяния, «когда начинаешь клясть всё и всех», нельзя терять веру в людей. Даже на войне и среди не самых честных представителей общества можно встретить доброго и отзывчивого человека. 

 Невозможно не согласиться с автором. Проявление человечности способно вернуть веру в людей. Подтверждением этому может стать множество историй про домашних животных, спасённых от жестоких хозяев. Вместе с новым домом они обретают ранее чуждые любовь и заботу, со временем восстанавливают утраченное доверие, становятся открытыми для общения. Если представители животного мира способны вновь довериться человеку, почему мы во время невзгод должны полагаться только на себя? 

 Таким образом, необходимо сохранять веру в людей для совместного преодоления трудностей.

Читать дальше

Выбирать или не выбирать... Сочинение ЕГЭ

 (1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешениебытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших днейтрудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди нехотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за крут усилий по егоподдержанию!

Иногда важные решения определяют нашу дальнейшую судьбу. Многие люди зачастую не желают тратить силы на изменение направления своего жизненного пути и продолжают «плыть по течению». Как перестать сторониться сложных выборов? Такова проблема, которую поднимает Б. Бим-Бад в данном для анализа тексте.
 Размышляя над ней, автор ссылается на результаты психологических исследований. Специалисты выяснили, что из-за отсутствия индивидуальной ответственности люди в группах склонны делать более решительный выбор, чем те же люди, находящиеся по отдельности. Этот пример показывает, как необходимость просчитывать риски и отвечать за последствия отталкивает человека от самостоятельного принятия решений. 
 Продолжая рассуждение, автор сравнивает позиции умного и неразумного человека по отношению к собственным ошибкам. Умные люди «знают, как легко ошибиться» и, в отличие от убеждённых в своей исключительной правоте неразумных, прислушиваются к чужому мнению, защищают собственную позицию только ясными и обоснованными аргументами. Мы видим, что умение сомневаться в решениях, признавать ошибки помогает предотвращать их возможное возникновение благодаря накоплению необходимых знаний. Приведённые аргументы позволяют понять позицию автора. 
 Б. Бим-Бад считает, что для совершения смелых ответственных выборов, нужно перебороть страх перед ошибками, «думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами». 
 Невозможно не согласиться с автором. Тот, кто не хочет ничего решать из-за страха ошибиться, рискует провести скучную жизнь в однообразной обстановке. Так и произошло в произведении М. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь», где главный персонаж, боясь быть съеденным, все свои дни провёл, дрожа в норке. Он не обзавёлся семьёй и знакомыми, не оставил какого-либо наследия. Его жизнь прошла бессмысленно. 
 Таким образом, для преодоления страха перед сложным выбором необходимо стать более уверенным в себе.


Читать дальше

С.А. Зинин. Сочинение ЕГЭ по литературе. Вариант 9 Задание 17.2: Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?

 Родион Раскольников – главный герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Произведение было написано в 1866 году, сам автор охарактеризовал это время так: «Идеи носятся в воздухе». Одной из них была идея«сверхчеловека». 
Теория, которую создал Раскольников, подобна идее«сверхчеловека»: он разделил людей на два «разряда»: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Последним дозволено всё, даже убийство «по совести», то есть из идейных соображений. Убийство старухи-процентщицы стало для Раскольникова своеобразным экспериментом над собой, проверкой, к какому «разряду» относится он сам. Но, совершив преступление, герой не смог«переступить» через себя, через свою совесть и человечность. Доказательством этому служит его страдание и глубокое раскаяние: «Я не старушонку убил, я себя убил». 
Единственным человеком, способным понять страдание Раскольникова, стала Соня Мармеладова. Недаром она обращается к Родиону со словами: «Что это вы над собой сделали!» Сонястрадает так же, как и Раскольников: она тоже ради спасения семьи «переступила» через себя, поэтому она сразу почувствовала в нём близкого себе человека. Встреча с Соней сыграла в судьбе главного героя решающую роль. Именно Соня убедила его пойти и сознаться, раскаявшись публично, перед людьми на площади. Соня приобщила Раскольникова к вере в Бога, повесив свой крестик (который подарила ей Лизавета, вторая его жертва) ему на шею. Особенно важен в романе эпизод, в котором они вместе читают Евангелие, а именно сцену воскрешения Лазаря. Символически это означает будущее воскрешение души самого Раскольникова. Соня едет за ним на каторгу, где у него под подушкой лежит то самое Евангелие. В финале романа автор пишет об этих героях: «Их воскресила любовь». 
Таким образом, Соня Мармеладова сыграла в судьбе Родиона Раскольникова очень важную роль. Она вернула ему веру в себя и в Бога, воскресила своей любовью его душу.
Читать дальше
Загрузить еще