Дорогие посетители моего сайта, в этой статье я приведу пример удачной работы над сжатым изложением.
Исходный текст
Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего строились курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе находилось мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам стояла немудрящая глиняная и деревянная утварь.
В длинные зимние вечера семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мерцающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком.
К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты, сбруя. Каждый ямской двор – своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша.
Работа по тексту
1. Чтение и разъяснение незнакомых слов и словосочетаний
2. Формулирование заголовка текста и каждой части
3. Знакомство со способами сжатия текста
4. Сжатие текста
5. Написание изложения
Сжатое изложение ученицы
Избы ямщиков чаще всего строились курными. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал через маленькие мутные оконца (жаль мне их). Мебели почти не было, а на настенных полках стояла немудрящая утварь (бедные люди в те времена! Повторю, МНЕ ИХ ЖАЛЬ!)
В зимние вечера семья собиралась вокруг стола, мастерили вещи для хозяйства(ну и бедные люди были в то время). Потрескивала лучина, мерцающим светом освещая картину. Вся семья спала на полатях (бедные люди, за что им так!?)
К избе примыкал двор, где содержались животные, хранилась « гонебная рухлядь». Каждый двор — своя "неодолимая" крепость! От разбойников и диких зверей. В местах, где обильные снегопады, над дворами возводили крыши (а то мало ли снег на голову "рухнет"!😂)
Что интересного в этом изложении?
Юмор и непосредственность ребёнка. Думаете, зачем это? Для того, чтобы было интересно учиться. И такое отношение к учёбе надо поощрять.
Желаю Вам интересных занятий, талантливых детей и способных учеников!
Мария Кибардина, кандидат педагогических наук, репетитор, логопед